Консультирование психологическое - диалогический подход


Консультирование психологическое - диалогический подход
О. между консультантом и клиентом, характер их взаимоотношений является важнейшим моментом в практике психол. консультирования, в большой степени определяющим его эффективность или неэффективность. Осознание этого обстоятельства в полной мере содержится уже в работах основоположника совр. психотерапии и консультирования З. Фрейда. Дальнейшие подходы, развиваемые как в русле психоаналитического учения, так и противопоставившиеся ему, видят во взаимоотношениях клиента и консультанта не меньшее, а иногда и большее значение, усматривая в этом О. ведущий фактор психол. помощи. Так, большинством направлений К.п. предполагается, что коррекция личностных проблем клиента требует их осознания, актуализации, и - поэтому - предполагает процесс особым образом организованного О. со специалистом - психологом или психотерапевтом - в ходе к-рого проявление и осознание значимого личностного материала становится возможным (отсюда понятие «рабочего альянса», «психотерапевтического контакта» и т. п.). Использование понятия «диалог» в психол. практике связано с прямым влиянием филос.-антропологических идей М. М. Бахтина и М. Бубера. Представление о коммуникации как о диалоге исключает какие-либо наивно-натуралистические толкования личности как некоего себетождественного, «самодостаточного» бытия. Наоборот, согласно этой концепции человеческое Я, переживаемое изнутри, в своем «Я - для себя» всегда незавершенно и дефицитарно, лишено «алиби в бытии» и нуждается в «другом» как условии своего узнавания, подтверждения и оправдания. Всякие попытки найти это определение себя, это подтверждение и оправдание изнутри себя - при невозможности-неспособности обратиться к «другому» - заведомо обречены на неудачу даже при самой изощренной рефлексии и полном отсутствии каких-либо внутр. «цензурных» ограничений. Можно выделить как минимум 2 толкования понятия «диалог» - более общее и более узкое. 1) Диалог как нек-рая общечеловеческая реальность, как, с одн. стор., предпосылка, изначальное условие человеческого сознания и самосознания и, с др. стор., как осн. форма их реализации. Всякий осмысленный акт человека, помимо своего непосредственного прагматического значения, является одновр. как бы репликой нек-рого глобального диалога актом согласия, несогласия, вызова, поддержки и утверждения тех или иных смыслов и ценностей и т. п. В этом плане может быть по-своему диалогичным даже избегание всякого самовыражения и последовательная невключенность в диалог как проявление нежелания человека в него вступать, как последовательное «нет» всяким попыткам самоопределения. 2) Диалог - в более узком своем значении - понимается как конкретное событие О., при к-ром происходит «размыкание» ценностного мира человека, его самообнаружение в конкретном взаимодействии, в ответ на соответствующий посыл партнера. Здесь происходит нек-рый «прорыв» личностей навстречу друг другу, фиксируемый в филос. контексте таким, в частности, понятием, как «Я-Ты отношение» (М. Бубер). Диалогический уровень О. предполагает свободное вхождение в него. И точно так же при наличии диалогического посыла со стороны партнера по О. от диалога можно устраниться: свободно его избегать, прибегая к разнообразным формам сопротивления и защиты. Поэтому в ходе консультирования такое О. не может быть «срежиссировано», организовано одним лишь консультантом, пусть и сколь угодно опытным и способным. Оно предполагает серьезную встречную активность клиента. Психолог-консультант - разумеется, в той мере, в какой он сам готов к диалогу - побуждает к нему клиента, но вхождение в диалог - как и избегание его - есть результат опр. выбора, в к-ром человек свободен и автономен, - тут его суверенная «территория». Для психолога здесь важна не столько та конкретная форма, в к-рой выражается в данный момент самоопределение клиента, значение сказанных слов, сколько общий, суммарный вектор его воли в ситуации консультирования - его диалогическая интенция. Лит.: Воробьева Л. И. Диалог и коммуникация // Моск. психотерапевтич. журн., 2006, № 2; Копьев А. Ф. Взаимоотношение «Я»-«Другой» и его значение для практической психологии // Моск. психотерапевтич. журн., 1999, № 2; Он же. О диалогической природе психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. Межд. науч. журн. 2007 г., № 1; Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 2003. А. Ф. Копьев

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Консультирование психологическое - диалогический подход" в других словарях:

  • Психологическое консультирование — Психологическое консультирование  один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону Джоунсу, психологическое консультирование …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — Профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации.         Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологическое консультирование (counseling psychology) — П. к. претерпело значительные изменения за время, прошедшее с момента его официального признания в 1946 г. отдельной помогающей профессией. Посвященное первоначально оказанию помощи людям в поисках подходящей профессии, П. к. расширилось до сферы …   Психологическая энциклопедия

  • Консультирование корпоративное — одно из направлений психол. практики, находящееся на стыке психологии управления, организационного развития и психол. консультирования. Направлено на рост эффективности организаций, компаний, благодаря адекватной оценке, развитию и мотивации… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — 1) отрасль высшего образования, система подготовки специалистов психологов для науч. и практич. деятельности в разл. отраслях (образование, медицина, промышленность, спорт и др.); 2) вид дополнит, спец. образования, психол. подготовка… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Мультикультурное психологическое консультирование — (МПК) один из видов психологического консультирования, сфокусированный на культурных аспектах осуществления психологической помощи на том, как происходит поиск психологической помощи, как организован консультативный процесс и его результаты в… …   Википедия

  • Гуманистический подход к оказанию психологической помощи осужденному — Отбывание наказания в местах лишения свободы, особенно в первый раз, является для большинства людей сильным психологическим стрессом. В то же время такое кардинальное изменение жизненной ситуации является для многих еще и экзистенциальным… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Волков, Евгений Новомирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков …   Википедия

  • Занятость — (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная . 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… …   Энциклопедия инвестора

  • Стресс-анализ — современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс , В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых… …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «Консультирование психологическое - диалогический подход» >>